Почему важно обсудить кредо того фотографа, которого вы выбираете?

Почему важно обсудить кредо того фотографа, которого вы выбираете?

Почему важно обсудить кредо того фотографа, которого вы выбираете? Потому что каждый автор привносит в фотографию свои собственные ценности, свои акценты. А если ваши ценности и ценности фотографа сильно не совпадают, от результата вы тоже скорее всего будете не в восторге. Полученные фотокарточки могут быть симпатичными, грамотно скомпонованными, но не “цеплять”. А ведь именно этого мы ждем от фотографа. Моя специфическая особенность как фотографа в том, что я стремлюсь снимать со смыслом, а без смысла мне, как правило, не интересно. Поэтому себя я могу определить как думающего или же философствующего фотографа. Тема смысла всегда была актуальной для меня – cмысла того, что я делаю, для чего, для кого и зачем. Кто-то на вопрос, в чем смысл ее фотографической деятельности, скажет, не лукавя: зарабатываю деньги. Конечно, деньги – необходимая вещь, но это – не смысл. Не для меня. Не имея смысла, вы не сможете делать то, что делаете, много лет и любить это. Мной движет жажда творчества. Таким образом, деньги отступают на второй план, когда вы понимаете, что играете не ту роль. И только делая то, что вы готовы делать бесплатно, – потому что это вам нравится, – вы сможете повышать свое мастерство сколь угодно долго. Думая лишь о деньгах, вы быстро достигнете потолка, когда вам станет лень расти дальше. Ведь денег в какой-то момент станет “в самый раз”, а привычная работа вдруг станет неинтересной, и вас все чаще будет посещать чувство, усиливающееся с каждым днем, что вы не на своем месте, как будто пропускаете что-то важное. Здесь помочь может только осмысление себя и понимание того, чего же требует ваша личность. Для меня ответ на это – творчество. Творческий человек всегда в неком поиске и не может быть надолго удовлетворен. Точнее, он постоянно стремится достичь пика возможностей, но этот пик все выше и выше. Такой человек годами в цикле поисков и открытий, он не останавливается. Пусть он охладеет к чему-то одному, творчество пробьется в чем-то другом. И в этом свое несравнимое удовольствие. Но все эти размышления есть отступление…
Снимок простого искреннего момента цепляет людей. Как вы думаете, почему? А ведь это, наверное, одна из самых важных особенностей фотографии – умение показать самоценность простых моментов. На отпечатке простые выхваченные из повседневности моменты обретают вторую жизнь, становясь с помощью мастерства фотографа произведениями искусства. Человек бывает открытой книгой, а бывает загадкой, когда имея перед собой серию фотографий ты все же не можешь составить ясного представления об изображенном на снимках человеке. И тогда интересно, как зритель сам интерпретирует увиденное. Важно умение дружить. Для хорошего портрета ты хоть немножко должен знать человека, свою модель. Да, можно случайно получить хороший портретный снимок незнакомого человека – это будет репортажный снимок, но не подружившись с человеком, которого ты хочешь показать, ты не сможешь его глубоко понять. Не будет ошибкой сказать, что фотография для меня также является способом изучения и постижения человека. Как бы это странно не звучало, но я открыла для себя, что фотография – это особый образно-повествовательный язык, ведь это особая смесь художественного и документального. В этом она близка к кино, с той разницей, что в видеоряде значение приобретает процесс, а в фотографии акцент всегда на моменте.

 

Хотя и она способна передать процесс с помощью той же серии снимков.
Что мне самой важно в фотографии? Постараюсь ответить на этот вопрос как можно глубже и более развернуто. В фотографии много всего смешивается. Это и личные амбиции, и моя потребность в творчестве, которую я хорошо осознаю, – если я ничего творческого не делаю, то чувствую, что деградирую. Кто-то испытывает аналогичные чувства, когда не зарабатывает достаточно, по его меркам, денег, а я чувствую, что откатываюсь куда-то назад, когда ничего не создаю. Для меня важно наиболее точно выразить впечатления, подметить то, что не замечают другие, нечто удивительное в обыденном, привычном, увидеть мелочи, которые всё объясняют, подсмотреть жизнь, показать самоценность каждого момента и каждого человека. Сколько раз это говорилось, но это не перестало быть правдой: каждый человек – это вселенная, пусть даже часто и не открытая до конца самим человеком, пусть скрываемая, но это всегда самоценная тайна. Уметь увидеть и показать, чем жизнь одного человека отличается от жизни другого. Показать этим самым людям, чтобы они увидели разницу и лучше поняли и приняли самих себя. Показать, чем отличаются похожие жизни и характеры, а чем они сходны, в чем индивидуальность и дух человека.
В портретной фотографии я вижу три основных подхода: 1) фотограф ставит своей задачей запечатлеть человека “как он есть”, без масок, напряжения, дискомфорта, показать его характерные жесты, привычки, мимику, передать его “волну” и настрой; такой подход часто используют мастера при съемке знаменитостей; 2) фотограф просит модель осознанно отыгрывать какую-то роль, обычно ей не свойственную; такой подход используют при работе с профессиональными моделями, когда те “играют” эмоциями, вживаются в различные роли, становясь актерами и актрисами; профессиональная задача такой модели – умение быть разным или разной; 3) фотограф запечатлевает свои собственные образы и идеи, используя модель как “пластичный материал”, таким образом, снимок отчасти становится не портретом модели, а скорее автопортретом автора снимка. Говоря начистоту, я использую в своей фотографической деятельности, в зависимости от стоящий задач, все три подхода. В каком-то конкретном случае какой-то один подходит больше, а какой-то – меньше. Но в любом случае очень важна работа самой модели, ее отдача и погруженность в процесс, ведь портретная фотография – это совместное творчество.
Моя задача как фотографа – как можно лучше понять человека и отобразить то, что я вижу. Я делаю это интуитивно, не всегда понимая головой, что это “те снимки”. Я щелкаю кнопкой затвора, когда чувствую некий нужный момент или гармонию, когда все “сложилось”. Бывало, – и как ни странно, это случается не так уж и редко, – я смотрю на казавшийся неудачным и в чем-то незаконченный снимок спустя годы после фотосессии, и только тогда делаю открытие, что вот он, сам человек! Именно здесь я смог передать его таким, каким знаю. Этот снимок правдив. Не знаю, почему так, почему нужны годы для “узнавания”. Или же я сфотографировал то, каким человеку только предстояло еще стать? И потому я не мог его узнать и оценить ту фотокарточку по достоинству? Правдивость, настоящность, искренность ценнее поверхностного портрета. Я ищу хорошее в людях, показываю их характерные и приятные черты. Условные недостатки тоже имеют место быть, но, на мой взгляд, сейчас так много фотографии, которая акцентируется именно на проблемах, боли, конфликте, демонстрирует искусственный глянец и недостижимые простыми смертными эталоны красоты, стиля, роскоши, что больше доброй и правдивой фотографии просто необходимо миру. Хочется видеть на портрете человека таким, что проникаешься к нему симпатией, а не испытываешь зависти, недовольства, принижения, отрицания, злости, разочарования в себе. Мне очень близко отношение к фотографии Моны Кун, которая выразила это так: “Нужно фотографировать людей, которыми вы восхищаетесь, и уважать тех, кого фотографируете. Нужно доверять своему внутреннему голосу и давать выход эмоциям. Все остальное придет, если упорно работать”.
Мои ценности в фотографии – это правдивость, т.е. по возможности неискажение того, что видишь, а именно неискажение смысла происходящего, умение понять человека, красота, честность, романтика, наличие смысла в снимке, т.е. умение визуально показать, что именно происходило в момент съемки, способность передать важное. Для меня фотография – не просто какая-то карточка, она должна уметь объяснить увиденное, передать отношение автора. Фотография помогает лучше прочувствовать человека. Мы ищем в человеке то, что считаем важным. И выбор этого важного будет зависеть от системы ценностей фотографа. Если подумать, фотография, сделанная с симпатией, способна укреплять чувства. Можно даже сказать, что фотография – это один из способов полюбить. И в то же время правильным будет сказать, что фотограф должен уметь стать зеркалом для человека: чем больше он это сумеет, тем качественнее будет портрет человека.

Отставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *